Кисель Фёдор Герасимович
28.12.1919 – 18.12.2013
Место рождения: село Вязовок Вязовской волости Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (в последующем - Павлоградского района Днепропетровской области Украинской ССР).
Период службы в Вооруженных силах: 1938 – 1975
Примечательный факт: детство Федор Кисель провел на правом берегу реки Самары — левого притока Днепра, а завершил свою жизнь на правом берегу реки Самары — левого притока Волги.
Окончил Новомосковский педагогический техникум, а затем Запорожский учительский институт и получил диплом учителя русского языка и литературы.
В 1938 году стал курсантом 1-й Краснознамённой школы пилотов ГВФ имени Баранова в городе Батайске Ростовской области, которая через год стала военной. Поэтому в рядах Красной Армии он с октября 1939 года. В 1940 году окончил эту военную школу лётчиков-истребителей.
Участие в Великой Отечественной войне принимал с первого её дня. В военном билете генерала Киселя так и записано — 22 июня 1941 года. Служил лейтенант Кисель в эскадрилье связи, его налёт — 282 часа.
В августе 1941-го поступил приказ наркома обороны Сталина: лётный состав с педагогическим образованием отозвать с фронта и направить в военные учебные заведения. Нужно было восполнять потери авиации: 1200 самолетов вместе с экипажами немцы уничтожили или вывели из строя только за первые сутки войны. И дипломированный педагог был отозван с фронта и до самой победы жил и служил лётчиком-инструктором и командиром авиационного звена в авиационном гарнизоне Кант, что рядом со столицей Киргизской ССР городом Фрунзе.
Здесь он готовил лётные кадры для фронта. Лично обучил 66 лётчиков-истребителей для укомплектования лётным составом трёх полков истребительной авиации ПВО Красной Армии. За это 24 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с формулировкой «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, подготовку лётных кадров для истребительной авиации противовоздушной обороны Красной Армии» Фёдор Герасимович Кисель был награждён первым своим орденом – боевым орденом Красной Звезды.
В 1948 году поступил в Военно-воздушную академию, после её окончания был направлен в Сызрань, где был назначен на должность заместителя командира учебного истребительного полка 151-го военного авиационного училища лётчиков. В конце 1960 года стал заместителем начальника училища по лётной подготовке, а вскоре — начальником 160-го военного авиационного училища лётчиков, которое при нём стало Сызранским высшим военным авиационным училищем лётчиков и по его инициативе и настоянию полностью переведено на подготовку пилотов армейских и флотских вертолётов.
Фёдор Герасимович Кисель оказался тем человеком, который вслед за знаменитыми конструкторами Михаилом Милем и его последователем Маратом Тищенко увидел перспективу винтокрылых машин, предсказал и доказал командованию ВВС, что «вертолёт — это не извозчик для тыла, а боевая единица на поле боя».
Ещё в 1953 году в его училище впервые начали экспериментальное первоначальное обучение курсантов на вертолёте Ми-4. Полковник Кисель сам принимал участие в разработке первого советского боевого вертолёта Ми-24. С 1968 по 1972 год был председателем государственной комиссии при испытаниях этой винтокрылой машины. Организовал в Сызрани первую в СССР научно-практическую конференцию по боевому применению вертолетов. Им самим были освоены вертолёты Ми-1, Ми-4, Ми-2 и Ми-8. Общий его налёт на вертолётах составил 3 637 часов.
Под руководством Киселя в Сызранском военном училище лётчиков была создана новая учебная база, совершенствовался учебный процесс, была развернута военно-научная работа, шёл поиск новых, более рациональных форм подготовки лётчиков вертолётов. 16 июня 1965 года ему, первому в стране среди военных вертолётчиков, было присвоено звание генерал-майора авиации.
В 1966 году его Сызранское училище стало высшим. В 1967 году было проведено экспериментальное обучение звена курсантов выпускного курса на вертолёте Ми-8. Большое внимание уделялось развитию и пропаганде вертолётного спорта.
Война в Афганистане, чеченские военные кампании подтвердили правоту генерала Киселя. Его лучший ученик, первый и единственный командующий армейской авиации Вооружённых Сил СССР и РФ Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Егорович Павлов писал, что человеческие потери за почти 10 лет афганской войны могли бы быть вдвое больше, если бы не наши вертолёты Ми-8, которые подбирали раненых бойцов и доставляли их в госпитали. А воевать в горных условиях могла только такая винтокрылая авиация.
В 1970 году Кисель был назначен на должность заместителя командующего Приволжского военного округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям и убыл в город Куйбышев. Служил на этой должности до своего увольнения в запас в 1975 году.
Цифры и факты, связанные с именем генерала-майора Федора Киселя: 8416 часов налета (недосягаемый рекорд для современных военных летчиков), 27 173 вылета, 25 типов освоенных машин – самолётов и вертолётов. Федор Герасимович обладал не только с лётным, но и незаурядным педагогическим талантом. Самарский военный журналист подполковник Владимир Петрович Глебов специально приезжал в Сызрань, чтобы сосчитать именитых «птенцов» из киселевского «гнезда». Оказалось — 18 Героев Советского Союза, 11 генералов.
После увольнения в запас генерал Кисель создал и десять лет возглавлял Куйбышевскую школу юных лётчиков-космонавтов имени дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации В.А. Шаталова. При её создании он использовал свой опыт организации Сызранской школы юных космонавтов имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.М. Комарова. В Куйбышеве школа юных лётчиков-космонавтов открылась 31 августа 1977 года. Набор проходил на базе аэроклуба имени лётчика-истребителя Героя Советского Союза Вадима Фадеева. По этому адресу школа проработала два года, а затем, когда число курсантов превысило 400 человек, была преобразована в Куйбышевский городской межшкольный учебно-производственный комбинат авиационно-космического профиля (УПК № 7) и получила свою собственную базу. Сейчас там расположена средняя школа № 69 имени Героя Советского Союза А.С. Бойцова.
За 15 лет существования школы юных космонавтов через 45 её эскадрилий (классов) прошли тысячи школьников. Ежегодно около двухсот выпускников получали свидетельства о присвоении квалификации младшего авиационного специалиста широкого профиля. Обучения на тренажерах военных и гражданских самолетов, парашютная и спортивная подготовка, участие в парадах, выезд в летний лагерь – таковы были будни курсантов. Занятия вели боевые лётчики-фронтовики, которых лично отбирал генерал Кисель. В том числе Герой Советского Союза генерал-майор авиации Аркадий Сергеевич Бойцов — его преемник в куйбышевской школе.
Лучшие курсанты Куйбышевской школы юных лётчиков-космонавтов бывали на космодроме Байконур при запуске пилотируемых кораблей. К ним в Куйбышев приезжали лётчики-космонавты Василий Лазарев, Алексей Губарев, Олег Атьков.
В течение многих лет генерал-майор авиации в отставке Кисель работал старшим научным сотрудником военно-исторического музея Приволжского военного округа. Написал автобиографическую поэму «Сказание ветерана авиации о прожитом и пережитом».
Оставался в строю до последних дней своей жизни. Ровно за год до его кончины 17 декабря 2012 года генерал-майору в отставке Киселю Федору Герасимовичу, заместителю командующего военно-воздушными силами Приволжского военного округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям с января 1970 г. по август 1975 г., «за организацию и руководство строительством и развитием Военно-воздушных сил» на этой командной должности была присуждена премия Правительства Российской Федерации «за значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил и подготовку высококвалифицированных кадров для Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны».
Скончался он 18 декабря 2013 года. Похоронен в Самаре на городском кладбище «Рубежное».
--Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». (09.05.1945);
--Медаль «За боевые заслуги» (15.11.1950);
--Орден Красного Знамени (31.10.1967);
--Орден Отечественной войны I степени (06.04.1985)