Карпоносов Арон Гершович

1902 – 1967

Генерал-лейтенант
Место рождения: село Верхнее (ныне Христиновский район) Киевской области Период службы в Вооруженных силах: 1920 – 1958
Период службы в Вооруженных силах: 1920 – 1958

В Красной Армии с 1920 года. Окончил пехотную школу, командовал стрелковыми подразделениями. В 1936 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Служил заместителем начальника штаба военного округа. В 1938 году участвовал в боях с японскими войсками на озере Хасан.

В октябре 1941 года на время эвакуации Генерального штаба в Куйбышев был оставлен в Москве в составе малочисленной оперативной группы для обслуживания Ставки.

Бывший министр Вооружённых Сил, военный министр СССР, а в годы Великой Отечественной войны начальник Генерального штаба Вооружённых Сил СССР Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский написал об этом в своих мемуарах «Дело всей жизни»:

«Наступила вторая половина октября (1941 года). Гитлеровцы продолжали рваться к Москве. На всех основных направлениях к столице разгорелись ожесточенные бои. Опасность неизмеримо возросла. В связи с приближением линии фронта непосредственно к городу ГКО принял и осуществил в те грозные дни решение об эвакуации из Москвы некоторых правительственных учреждений, дипломатического корпуса, крупных оборонных заводов, а также научных и культурных учреждений столицы. В Москве оставались Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования и минимально необходимый для оперативного руководства страной и Вооруженными Силами партийный, правительственный и военный аппарат. Эвакуировался и Генеральный штаб.

Оставшийся в Москве первый эшелон Генштаба — оперативная группа для обслуживания Ставки не должна была превышать десяти человек. Возглавлять ее было приказано мне. В ее состав были включены начальники основных оперативно-стратегических направлений Оперативного управления и по одному работнику от основных управлений Генерального штаба, а именно (привожу по памяти): В.В. Курасов, М.Н. Шарохин, П.П. Вечный, Ф.И. Шевченко, А.Г. Карпоносов, А.И. Шимонаев, М.Т. Беликов, П.Н. Белюсов, К.И. Николаев и А.И. Гриненко.

Хочется сказать также и о том, что даже в эти исключительно тяжелые дни правительство нашло возможным отметить работу нашей группы работников Генерального штаба, обслуживавших Ставку в оперативном отношении. В конце октября во время одного из телефонных разговоров И.В. Сталин спросил, не смог ли бы я написать постановление о присвоении очередного воинского звания одному из генералов. Я ответил согласием и спросил, о присвоении какого звания и кому идет речь, совершенно, конечно, не подозревая, что будет названо мое имя. Услышав свою фамилию, я попросил освободить меня от выполнения этого поручения. Сталин, шутя, ответил:

— Ну хорошо, занимайтесь своими делами, а уж в этом мы как-нибудь обойдемся и без вас.

Поблагодарив за такую высокую оценку моей работы, я поинтересовался, можно ли отметить также и заслуги моих прямых помощников, не менее меня работающих в столь напряженное время. Сталин согласился с этим предложением и обязал меня сообщить А.Н. Поскребышеву, кого и как следует отметить. 28 октября 1941 года постановлением СНК СССР четверым из нашей оперативной группы были присвоены очередные воинские звания: мне — генерал-лейтенанта, А.Г. Карпоносову, В.В. Курасову и Ф.И. Шевченко — генерал-майора.

Это внимание, проявленное к нам, тронуло нас до глубины души. Уже говорилось, что И.В. Сталин бывал и вспыльчив, и несдержан в гневе, тем более поразительной была эта забота в условиях крайне тяжелой обстановки».

С апреля 1942 по октябрь 1946 года А.Г. Карпоносов занимал должность начальника Главного организационного управления — заместителя начальника Генерального штаба по оргвопросам. Ведал вопросами организационной структуры всех родов войск, планировал укомплектование фронтов, контролировал готовность резервов и наличие обученного маршевого пополнения, отвечал за дислокацию и учет численности войск в военных округах, учет потерь на фронтах. Карпоносову подчинялись отделы военно-учебных заведений и оперативных перевозок. Через последний ставились задачи органам ВОСО на переброску войск при подготовке операций и в ходе их.

30 января 1943 года после завершения Сталинградской битвы Арону Гершовичу Карпоносову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант.

Этот советский военачальник был заместителем, боевым товарищем и соратником во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы у начальников Генерального штаба Красной и Советской Армии Маршалов Советского Союза Шапошникова Бориса Михайловича и Василевского Александра Михайловича, генералов армии Антонова Алексея Иннокентьевича и Штеменко Сергея Матвеевича.

20 октября 1946 года генерал-лейтенант Карпоносов был назначен заместителем начальника штаба Приволжского военного округа. Сергей Матвеевич Штеменко так писал об этой опале и ссылке из столицы в отношении Карпоносова в своей книге «Генеральный штаб в годы войны»: «Это был настоящий генштабист — умный, очень трудолюбивый и исполнительный, вежливый, но мягкий и немного робкий. Порученный ему участок работы он знал очень хорошо, вел дело умело и тщательно и всегда говорил правду. Но вот по службе ему как-то не везло. Есть на свете такие „невезучие“ люди: каждый промах их заметен, когда они не виноваты — им ставится в вину ошибка другого, и они не в состоянии себя защитить. Не подошли своевременно к фронту резервы — виноват Карпоносов, хотя повинны в этом органы путей сообщения; Главупраформ не подал своевременно пополнение для дивизий — обвиняют его же, мотивируя это отсутствием своевременной заявки на пополнение, и т. д. Мы не раз с А.И. Антоновым слышали от Сталина нелестные отзывы о Карпоносове, хотя Верховному Главнокомандующему было известно, что дело свое тот знает и ведет хорошо. И не раз А.И. Антонов защищал его, когда Сталин предлагал поставить на эту работу другого генерала.

Вскоре после окончания войны на Дальнем Востоке И.В. Сталин опять поставил вопрос о Карпоносове.

— Надо опыт, накопленный в Генштабе, передавать военным округам,— сказал он, как обычно неторопливо прохаживаясь вдоль стола. — Генштаб теперь должен сократиться, и всех освобождающихся следует направить в округа. Вот и ваш любимчик Карпоносов, — продолжал он, — тоже пусть едет передавать опыт. «Куда вы его предлагаете определить?» —неожиданно спросил Сталин, обращаясь к Антонову. У Алексея Иннокентьевича слова застряли в горле: он приготовился защищать Карпоносова, но своим вопросом И.В. Сталин, как он нередко делал, когда не хотел выслушивать объяснений, лишил его этой возможности. — Разрешите подумать, — ответил Антонов. — Хорошо. Подберите ему должность заместителя начальника штаба в одном из округов».

Показательно, что в мае 1958 года бывший начальник Главного разведывательного управления Генштаба генерал-лейтенант Сергей Матвеевич Штеменко переживал вторую за время своей генеральской службы опалу и был переведен из Москвы в Куйбышев на должность первого заместителя командующего войсками Приволжского военного округа. Здесь встретился со своим сослуживцем и товарищем по Генштабу генерал-лейтенантом  Карпоносовым, который 12-й год отбывал ссылку в должности заместителя начальника штаба ПриВО. Видимо, это подвигло Штеменко так детально и откровенно рассказать в мемуарах об исковерканной судьбе и военной биографии Арона Корпоносова.

Тёплое отношение к соратнику и товарищу по несчастью у генерала армии Штеменко выплеснулось на страницы его ставших широко известными военных мемуаров «Генштаб в годы войны». Благодаря ему мы узнали о генерал-лейтенанте Карпоносове как своеобразном «капитане Тушине» — герое  романа об Отечественной войне «Война и мир» Льва Толстого. Он без вины виноватый по «приговору» Сталина ответил за промахи и недоработки других военачальников.

Арон Корпоносов похоронен в Самаре на Городском кладбище.

Награды
--Два Ордена Ленина (21.05.1942, 29.07.1944);
--Три Ордена Красного Знамени (03.11.1944, 30.04.1945, 15.11.1950);
--Орден Отечественной войны I степени (21.05.1942);
--Орден Суворова II степени (17.05.1942);
--Орден Кутузова I степени (29.07.1944);
--Орден «Знак Почета» (22.02.1938).